Лучшие брокеры Форекс Книги по техническому анализу Полный список литературы Книги по торговым стратегиям Лучшие брокеры:
бинарныебиржевые
Лучшие брокеры Форекс Полный список литературы Бинарные брокеры
Биржевые брокеры

Психология рыночных масс

Акелис С.Б. Технический анализ от А до Я

Аррингтон Дж.Р. Руководство по управлению рисками

Баффет У. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями

Беллафиоре М. Один хороший трейд

Бернстайн П. Против богов: Укрощение риска

Борселино Л.Дж., Комминс П. Дейтрейдер: кровь, пот и слезы успеха

Вайс М.Д. Делай деньги во время паники на бирже

Вильямс Л. Долгосрочные секреты краткосрочной торговли

Гюнтер М. Аксиомы биржевого спекулянта

Даглас М. Дисциплинированный трейдер. Бизнес-психология успеха

Дамодаран А. Инвестиционные байки: разоблачение мифов о беспроигрышных биржевых стратегиях

Демарк Т.Р. Технический анализ – новая наука

Дэвидсон А. Скользящий по лезвию фондового рынка

Ильин В.В., Титов В.В. Биржа на кончиках пальцев

Ковел М. Биржевая торговля по трендам. Как заработать, наблюдая тенденции рынка

Коннорс Л.А., Рашке Л.Б. Биржевые секреты

Коппел Р. Быки, медведи и миллионеры. Хроники биржевых сражений

 

 

«Большинство – зло».

Биант, древнегреческий философ

Сейчас, наверное, уже ни для кого не секрет, что в основе всех наших действий лежат глубинные психологические процессы. Их влияние заложено в наших собственных поведенческих установках, а также находится под воздействием окружающих нас групп или глобальных непосредственно не видимых и не ощущаемых рыночных масс. Зачастую бывает трудно отделить индивидуальную психологию от психологического воздействия групп и масс. Более того, все наши действия на рынке являются в той или иной мере отражением внешнего влияния и результатом взаимодействия индивида и общества. В связи с этим мы не будем здесь рассматривать индивидуальную психологию в ее клиническом или психотерапевтическом понимании, затронув только самые общие ее вопросы. Так как рынок является продуктом общественным, впрочем, также как во многом и сам человек, сосредоточимся на социальной психологии, освещающей вопросы связей между людьми и взаимного влияния одних на других. В качестве необходимого дополнения рассмотрим также психологию толп (публик, масс и т.п.)

В ходе написания этой главы во мне все больше и больше зрела уверенность в том, что американские специалисты, работающие в сфере финансовых и биржевых рынков, активно применяют методы социальной и индивидуальной психологии. Сейчас я могу утверждать, что это действительно так – достаточно одного взгляда на современное состояния рынка акций США и темпы его развития в 90-е годы XX столетия, где стоимость hi-tech акций далеко не отражает реального экономического состояния эмитентов.

«Учитывая глупость большинства людей, широко распространенная точка зрения будет скорее глупа, чем разумна».

Бертран Рассел, английский философ, математик

Результатом проявления психологии являются сдвиги в поведении людей от «нормального» или внутренне присущего к некоторым крайним точкам его проявления.

«Нет ничего ненавистнее большинства: дорогу должно указывать небольшое число сильных людей, масса должна идти вслед за ними, не осознавая своей воли».

Иоганн Вольфганг Гете, немецкий писатель

Большинство людей являются людьми общественными, социальными. Только малая часть людей отклоняется от норм, предписываемых обществом. В философском понимании их можно отнести к категориям полулюдей-полуживотных (словно Минотавр из греческих эпосов) и полулюдей-полубогов (продолжая аналогию с древнегреческими легендами, Одиссея можно назвать типичным представителем этой категории людей). Последних Ницше, вслед за древнегреческим мыслителем Аристотелем называл сверхчеловеками.

Так, Аристотель писал: «Человек по природе своей есть животное общественное, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне общества, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек... Общество существует по природе и по природе предшествует каждому человеку... А тот, кто не способен вступить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности в нем, уже не составляет элемента общества, становясь либо зверем, либо божеством».

Инвесторы и игроки, работающие на финансовых рынках, не являются в этом правиле исключением. Большинство из них составляют рыночную толпу, и только малая часть отличается нестандартным образом мыслей и поведением.

Найман Э.Л. Трейдер-Инвестор

Определение толпы, данное Густавом Лебоном (Le Bon) в книге «Психология толп» (Psychologie des foules, 1895):

«Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание».

Однако здесь же Лебон дает более широкое трактование понятия «толпа» – это «... собрание людей (которое – автор) имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты». Следует добавить, что необходимым условием соединения людей из простого скопища в толпу является общая цель.

«Всякое собрание людей есть толпа, независимо из кого оно состоит...»

Филипп Дормер Стенхоп Честерфилд, английский писатель, политик

Толпы бывают организованными и неорганизованными, разнородными и однородными. Разнородные толпы могут быть анонимными и неанонимными -уличная толпа и парламент соответственно, например. Биржевая толпа является скорее разнородной анонимной. Хотя брокеры «на полу», а также отдельные торговцы и инвесторы все-таки могут друг друга знать, поэтому в некоторых и отнюдь не многочисленных случаях биржевая толпа может быть неанонимной.

«Что большинство? Большинство – безумие. Ум ведь лишь у меньшинства»

Иоганн Фридрих Шиллер, немецкий поэт

Интеллект – сознательное (индивидуальные черты) – в толпе нивелируется.

Душа – бессознательное (общечеловеческие, национальные черты) – объединяясь в толпе, усиливаются. В результате бессознательное перевешивает сознательное и толпа перестает быть «умной».

Тело – физическое – в сумме коллектива людей слабее, чем у каждого по отдельности.

Основными чертами толпы являются:

- временный характер толпы;
- толпа возникает под влиянием возбудителей;
- нестабильность мнения. Одержимая покупкой может в один момент, испугавшись, начать активную продажу;
- сумма отдельных индивидов, находящихся в толпе, не равна сумме этих же индивидов вне толпы. Это проявляется как в физических, так и в умственных объединениях (вспомните пример с перетягиванием каната);
- исчезновение сознательной личности;
- стремительность толпы – действует не думая, так как некогда;
- действия под влиянием чувств, а не разума;
- заразительность – покупай (продавай) как все;
- сознание своей силы, которое приводит к уменьшению чувства ответственности;
- гипертрофированное развитие отдельных черт индивидуальной психологии, как правило, далеко не самых лучших;
- импульсивность, изменчивость и раздражительность (как правило, к идеям, возникшим до появления толпы);
- нетерпимость, авторитетность и консерватизм (по отношению к новым идеям после того, как некая идея уже была принята толпой);
- легковерие, внушаемость. Как правило проявляется в начальный момент появления толпы или когда старая идея явно устарела;
- преувеличение и односторонность чувств;
- в толпе мы склонны доверять слухам;
- в толпе мы с трудом можем отличить реальное от вымышленного;
- толпам присущи крайности – или превознести, или оплевать.

Значительное событие воздействует на воображение толпы гораздо сильней, нежели слабовоспринимаемое, пусть даже еще более значительное событие (сравните, например, гибель «Титаника» и ежедневные смерти в автокатастрофах, безусловно «Титаник» занимает наше внимание гораздо больше).

Габриэль Тард (Tarde) в своем труде «Мнение и толпа» (L 'opinion et la foule, 1892) расширяет понятие «толпа» и вводит новое – публика.

Публика, писал он «... есть не что иное, как рассеянная толпа, в которой влияние умов друг на друга стало действием на расстоянии, на расстояниях, все возрастающих»

В настоящий момент, с развитием интернет-технологий, когда стало возможным мгновенное общение миллионов людей, публика действительно опередила толпу, на что и указывал Тард. Тем не менее, для возникновения публики мало простого чтения одной газеты или совместного использования одного источника информации. Необходимо, также как и для появления толпы, наличие общей цели. Как только читатели одной газеты или страницы на web-сайте начинают увлекаться одной идеей, зажигаться общей страстью, в тот же момент появляется публика. Мнение толпы может быть постоянным (внутренне присущим) и временным (калифы на час).

«Мнение для публики в наше время есть то же, что душа для тела, и изучение одной естественно ведет нас к другому».

Габриэль Тард. «Мнение и толпа»

Этим один из основоположников психологии масс определил важность существования общего мнения для появления публики. Что же это такое?

«Мнение ... есть кратковременная и более или менее логическая группа суждений которые, отвечая задачам, поставленным современностью, воспроизведены в многочисленных экземплярах, в лицах одной и той же страны, одного и того же времени, одного и того же общества»

Габриэль Тард. «Мнение и толпа»

В собственном смысле слова мнение есть совокупность суждений. Общая воля, порожденная общим мнением, является совокупностью желаний. Далее по цепочке совокупность желаний становятся совокупностью действий. Мнение, можно добавить, рождает идею, которая объединяет массы. Первоначально мнение возникает из индивидуальной идеи, т.е. всегда есть кто-то, кто первый проявил свое мнение, которое, оказавшись своевременным, было подхвачено многими. От этого мнение сначала персонифицировано, а затем все более и более обезличено. Частное мнение передается из уст в уста путем разговоров, книг, писем, газет, радио, телевидения, электронной почты, интернета. Бывает два и больше мнений по одному вопросу. Выразителем каждого является своя публика. Необходимо слушать мнение не потому, что оно может быть право, достаточно того, что оно влияет на многих. Мнение порождает публику, которая в свою очередь порождает тренд. Ослабевание того или иного мнения неизбежно приводит к серьезным коррекциям на финансовых рынках. Серж Московичи пишет, что «биржа играет роль барометра мнений и реагирует в указанном смысле».

Почему мы следуем за чужим мнением? Нас вынуждает к этому атавизм или лень, стремление к подражанию (конформизм) и экономии сил соответственно. Как пишет Московичи: «Человек – это мыслящая овца. Легковерный и импульсивный, он устремляется навстречу тому, чего не видит и не знает». В каждом из нас есть доля овцы, подчиняющейся окрику пастуха.

«Если нам нужно принять важное решение или мы просто колеблемся,… то нам очень трудно обойтись без мнения другого человека»

Серж Московичи. «Век толп»

Может быть, азиатский кризис 1997 года сильное влияние на мировую финансовую систему оказал именно по причине глобальной информатизации, а не движения капиталов. Преувеличенные ожидания ухудшения экономической ситуации, вполне вероятно привели к реальным убыткам. То, что еще пятьдесят лет назад прошло бы незамеченным, сейчас оказывает самое что ни на есть серьезное влияние сначала на финансовую публику, а затем на действия всех ее членов.

«Для того чтобы найти истину, нужно только повернуться спиной к толпе»

Бернар Ле Бовье Фонтенель, французский писатель

Биржевая толпа в точном понимании ее смысла имеется только «на полу» биржи, где брокеры исполняют распоряжения своих клиентов или менеджеров. Все остальные участники этого процесса скорее являются публикой. Последняя в количественном исчислении намного многочисленней, нежели толпа. По этой причине большую часть места мы отведем психологии публики, которая немного отличается от психологии толпы, что обосновано разницей в определенных чертах.

Отличия публики от толпы:

- публика соединена духовно, но разъединена физически. В толпе же существует полное объединение ее членов;
- члены одной публики могут одновременно принадлежать к другой публике. Однако можно быть членом только одной толпы. Отсюда люди в публике более терпимы, чем в толпе;
- публика менее догматична;
- толпа подчиняется силам природы. Толпа чаще возникает летом, в хорошую погоду, нежели в снег или дождь. Публика гораздо меньше подвержена силам природы;
- в толпе ярче проявляются национальные черты, а в публике – вождя, лидера;
- публика может быть интернациональна, толпа – вряд ли, так как душа толпы, как правило, является отражением расы;
- толпа действующая преобладает над толпой идеализирующей. Публика же наоборот, идеализирующая преобладает над публикой действующей;
- толпу легче обмануть;
- толпы стараются избегать открытого силового противостояния с другой толпой;
- толпа подчиняется зову предков и обычаев, а публика – гению вождя, публициста.

«Публика – это толпа гораздо менее слепая и гораздо более долговечная...»

Габриэль Тард. «Мнение и толпа»

Публики часто воюют между собой (через СМИ). Возбужденная публика может стать толпой, хотя это случается очень редко. Финансовую публику объединяет одна общая цель – жажда наживы.

Разновидности толп (публик):

- ожидающая, где правит бал любопытство;
- внимающая;
- манифестантская;
- действующая.

Также и человек, подпадая под действие рыночной толпы, аналогично проходит все стадии ее разновидностей, лишь изредка перескакивая.

Кроме этого толпы бывают спонтанные и организованные. Первые образуются под влиянием внешних факторов (погода, перебои с электричеством и т.п.). Спонтанные толпы являются естественными. Здесь умственные способности людей низводятся до низшего уровня. Именно про них говорят, что толпы неумны. Организованные толпы возникают под действием внутренних факторов (цепь подражаний, верования и т.п.). Они возникают искусственным образом, как правило под влиянием лидера. Здесь рядовые члены толпы стремятся быть похожими на своего вождя. Умственное развитие толпы в этом случае целиком и полностью зависит от развития лидера. Способности толпы таким образом могут подниматься выше среднего уровня отдельных индивидов. Поэтому нельзя утверждать, что все толпы неумны. По крайней мере, если толпа организована и обладает умным вождем, то ее действия могут быть также достаточно умными. В некоторых случаях толпа даже может оказаться умнее среднего интеллекта отдельных своих членов.

«... для того, чтобы мыслить, нужно изолировать себя не только от толпы,... но и от публики»

Габриэль Тард. «Мнение и толпа»

Серж Московичи ввел еще одно понятие толпы, публики – массы, дав ему вполне конкретное определение:

«... масса – это временная совокупность равных, анонимных и схожих между собой людей, в недрах которой идеи и эмоции каждого имеют выражаться спонтанно»

Человек подпадает под влияние толпы из-за внушения, когда идеи извне воспринимаются как наши собственные. Причиной внушаемости людей, говорит Фрейд, является либидо. Одна часть либидо обращена на себя («Я»-либидо), а вторая – на других.

Как возникают толпы (массы)?

1. Разрозненные люди сначала должны вступить в связь:

а) физически (города, крупные предприятия и т.п.);
б) удаленно (информационные каналы – радио, интернет, пресса, телевидение и т.п.).

2. Вступив в связь люди заражаются общей идеей, мнением, что очень часто выгладит как внушение.

3. Далее мнение-идея способствуют появлению толпы, то есть объединению многих людей вокруг этой идеи-мнения.

Толпа живет прошлым. Она «воспринимает не то, что изменяется, а то, что повторяется». – пишет Московичи. Это дает шанс на проведение анализа и подтверждает один из ключевых принципов существования технического анализа – история повторяется.

Сверх-«Я» толпы в период ее расцвета жестко подавляет любые проявления индивидуального «Я», разоряя несогласных.

«Конформизм, предсказуемость, побуждение идентифицировать себя с идеалами коллектива дают определенное удовлетворение»

Серж Московичи. «Век толп»

И прибыль, – можем мы добавить.

«Уничтожение эротических склонностей миметическим желанием, обязанность всегда желать того же, что и другие, неизбежно приводят к затруднениям, вплоть до депрессии. Когда одна из точек насыщения достигнута, стремятся найти выход. Намечается резкая перемена».

В этот период жизни толпы Сверх-«Я» сливается с «Я», больше не подавляя его. Следующий шаг уже описан Фрейдом: «На смену экзальтации вскоре приходит депрессия, тем более ярко выраженная, чем более бурной была коллективная лихорадка, и эта депрессия неизбежно приводит к пробуждению индивидуальных инстинктов самозащиты и самосохранения».

«Таким должно быть объяснение цикла, которому подчинены естественные толпы»

Серж Московичи. «Век толп»

Разница между индивидом и толпой:

- индивида убеждают, массе внушают;
- поведение индивида рационально (направлено на создание богатств и вещей), а поведение толпы и, соответственно, индивида в ней иррационально (направлено на идеи и верования). Толпа проявляется в тенденциях. Нет толпы – нет тенденции. Сорос, хотя и называет себя ярым противником действий в толпе, пишет:

«Инвесторы, как и определенные виды животных, имеют основания для передвижения стадами. Только на точках перегиба тренда курсов не думающие инвесторы, следующие за тенденцией рынка, понесут настоящие убытки, но если они будут проявлять бдительность, то у них есть возможность выжить»

Джордж Сорос. «Кризис мирового капитализма»

Слабый стремится в толпу, чтобы почувствовать себя равным более сильному вожаку, или хотя бы причастным к некоему большому общему делу. В трудах по психологии толп в первую очередь объясняется политическая важность толп, а экономическая составляющая остается на втором плане.

Найман Э.Л. Трейдер-Инвестор

Вождь

Вождь, если он действительно является таковым и хочет им оставаться, должен пропагандировать свои идеи. Так поступают чиновники от финансов самого высокого ранга (например, Председатель ФРС Алан Гринспэн), когда «заговаривают» рынки.

Толпы ищут вождя, когда «на улице дождь» (Московичи). Чем глубже общественные, экономические или политические проблемы, тем активнее происходит поиск вождя и его скорейшее появление. На рынке проблемы существуют всегда, однако они, как правило, не настолько значимы, чтобы было необходимо постоянное присутствие вождя.

В силу стихийности и кратковременности рыночной толпы у нее, как правило, нет вождей. Однако, если она существует достаточно продолжительное время, неизбежно появление лидера, который попытается навязать свое мнение толпе, являясь одновременно выразителем ее общих интересов. Толпа избирает, таким образом, себе вождя. В организованной толпе, наоборот, вождь формирует под себя толпу. Сложность появления вождя на рынке заключается и в некоторых особенностях характера и поведения, необходимо присущих лидерам.

Вождем является только тот человек, кто не колеблется, не мечется между крайностями (buy и sell например, или хорошо и плохо в философском смысле). Вождь выбирает раз и навсегда свой путь, свою веру, стержень ее оставляя при любых обстоятельствах неизменным. Однако рынок нестабилен. Длительный тренд приводит к появлению вождя, «гуру биржевого цикла», как пишет в своей книге Александр Элдер. Решительность и постоянство вождя на продолжающемся тренде сами по себе удерживают его на гребне славы. Толпы поклонников внемлют его словам. Последующая неизбежная смена тренда уничтожает нашего гуру и приводит к появлению нового лидера, такого же калифа на час Как пишут классики психологи масс и что подтверждает история, лидерам ум скорее мешает нежели помогает. Ум приводит к нерешительности, когда ты понимаешь тленность всего сущего и что любой тренд рано или поздно заканчивается. Постоянные колебания между Sell и Buy нивелируются только одним – стабильной торговой системой, которая подает торговые сигналы как бы безотносительно вашего мнения. В противном случае даже умного человека ожидает банкротство. Если вы заметили, миром правят не умные люди (имеются в виду конечно же не обыкновенный, так называемый средний ум, а гениальный или близкий к тому), но решительные. Понятно, рано или поздно, такая решительность заводит в никуда, классическим примером этого стал «подвиг» Ника Лисона, обанкротившего своими решительными действиями один из старейших банков Великобритании Barings. В вождях нет места сомнениям. Хотя одно только осознание того факт, что я не могу всегда знать будущего, что я не могу всегда отличать хорошее от плохого, правды от лжи, умного человека введет в сомнения. Сомнения – враг лидера.

Вождь не боится потерять любовь других людей. Толпа же формируется из людей, для которых очень важно одобрение других. Рядовые члены толпы думают, что вождь любит их не меньше других, проявляя равенство. Если они станут думать обратное – толпа распадется. Более того, рядовые члены толпы думают, что он их действительно любит, хотя настоящий вождь любит только себя. Находясь в толпе люди думают, что получают не меньше, чем отдают (иллюзорная взаимность), хотя это не так. Неравный обмен приобретает видимость равного.

Успешный брокер как вождь – человек-одиночка с ярко выраженным «Я»-либидо.

Власть вождя основывается на авторитете. Пока есть авторитет – вождь действительно руководит массой. Авторитет должен постоянно подтверждаться успехами. Авторитет может быть личностный (основан только на личных качествах человека) или должностной (основан на наследстве, богатстве, должности). В нас заложено правило, что авторитетное мнение должно быть верно. Только тогда, когда авторитетное мнение затрагивает наши личные интересы, оно может быть переосмыслено и оспорено. Если же оно касается других, то мы с легкостью его поддерживаем, практически не задумываясь. Зашита от мнения авторитета – убрать элемент неожиданности, то есть быть готовым к ошибке авторитета.

Авторитет является, как правило, правым, но может и ошибаться. Более того, он может сознательно «ошибаться». Это иногда используют информационные агентства, аналитики и маркетмейкеры, пуская слухи или просто дезинформируя своих клиентов или других инвесторов и игроков.

Было отмечено, что вождю подчиняются, потому что он командует. Это можно воспринимать как акт насилия со стороны вождя по отношению к толпе, порождающий страх. Но существует и обратное выражение: вождь командует, потому что ему подчиняются. Здесь уже толпа восхищается своим лидером, подражает ему, проявляя таким образом конформизм.

Вождь, по меткому выражению Московичи, одновременно «над другими» и «как другие».

При потере вождя (смерть, роковая ошибка или какая-либо другая причина) толпа может впасть в панику или в террор. Паника является результатом страха и приводит к гипертрофии «Я»-либидо. Каждый член такой толпы (в моменты паники) становится врагом другому. Идентификации больше нет. Доверия больше нет никому. Террор – подавление толпой отступников и всех, кто ей сопротивляется. Террор является противоположностью паники. В панике индивиды уничтожают толпу, при терроре толпа уничтожает индивидов.

Убийство вождя (именно не смерть, а убийство) – «это механизм перехода от естественной толпы к толпе искусственной», пишет Московичи. После убийства вождя-создателя через некоторое, впрочем, вполне определенное время, появляется вождь-сын.

Многие публичные аналитики, являющиеся лидерами своих публик, последовательны в своих взглядах. Более того, только последовательный человек может претендовать на роль лидера.

В толпе человек преуменьшает опасность, вне толпы – преувеличивает.

Если толпа подражает своему лидеру, то важно, а иногда и достаточно понять последнего.

Следует различать вождя и наставника. Первый ведет людей в бой, а второй зажигает в людях желание знать. Вождю присуще головокружение от чувства открытия, а второму — нет. Наставник «не творит: он передает», как пишет Московичи. Учитель, как еще можно назвать наставника, нетерпим к вопросам и возражениям, придерживается одной школы знаний, ведет монолог. Есть лидеры, которые по своей сути являются не вождями, но наставниками. Когда они говорят перед публикой, их речь изобилует цифрами, процентами и подробностями. Речь вождя, напротив, абстрактна и ни о чем.

Справедливости ради надо заметить, что в нас живет не только жажда подчинения и подражания, но и руководства. Именно этим психологи объясняют появление домашних животных.

«Порядок – это наслаждение разума, а беспорядок – это лихорадка воображения»

Клодель

Страсть к игре является болезнью, саморазвивающейся с течением времени. В сочетании с тем фактом, что рынок завораживает, гипнотизирует (большинство из людей сталкивались с этим ощущением, наблюдая за мельканием котировок, даже практически не участвуя в игре), это ставит диагноз всему происходящему на финансовых рынках – массовое помешательство. Человек, попадающий в рыночную толпу или даже просто наблюдающий за ее действиями, постепенно теряет над собой контроль.

«Люди разоряющиеся всегда веселы: только разорившись, они впадают в дурное настроение»

Александр Дюма-сын, французский писатель

Под гипнозом у людей феноменально работает память. Так как толпа также фактически является результатом гипноза, память у нее аналогично исключительна. Отсюда как одно из следствий – инерционность действии толпы. Рыночные котировки в режиме реального времени и рисуемые по ним графики, словно блестящий предмет перед глазами усыпляемого провоцируют гипноз.

Степень нашей свободы ограничена нашими внушениями и чужими мнениями.

Когда люди соединяются в группы, они стремятся найти что-то общее между собой, а индивидуальные черты заретушировать. Поэтому толпа однообразна и можно сказать, что в группе мы одинаково плохи, но по-разному хороши.

В толпе человек действует как робот с заложенной в него программой (идеей).

Человек состоит из сознательного «Я» и бессознательного «Я». Первое подчиняется разуму, индивидуально, критично, логично, живет настоящим, реалистично. Второе подчиняется обычаям, внушениям и установкам, коллективно, автоматично, живет прошлым.

Паскаль предупреждал нас: «… не нужно заблуждаться насчет самих себя: мы одновременно автоматы и разумные существа: а отсюда следует, что убеждение формируется не на основе доказательства. Как мало вещей доказанных! Доводы действуют только на рассудок. Обычай делает доводы наиболее сильными и наиболее резкими: он пробуждает автоматизм, который увлекает за собой разум, не замечающий этого»

Толпе присуща женская психология. Как писал Серж Московичи «... толпа – это женщина». Изменчивость мнения толпы; своенравный характер; внушаемость; действия под влиянием чувств, а не разума; терпеливость к жестокому лидеру и многое другое делают толпу похожей на женщину. Вождь, лидер толпы в этом случае толпой воспринимается как настоящий мужчина. Взаимоотношения толпы и лидера можно рассматривать как взаимоотношения женщины и мужчины.

Экстремизм толп порождает выбор крайностей во мнениях чрезмерной подвижности. «Этим выражается тенденция к беспрерывному действию, для реализации которого нужен центр притяжения», – пишет Московичи. Таким центром притяжения могут быть лидер, вождь, человек или нация, представляющийся виновником всех бед толпы: какая-либо идея, мир, война, место (например, Бастилия времен Французской революции или Зимний дворец в период февральской революции в России).

Информация, попадающая в толпу, начинает накручиваться и обрастать слухами и сплетнями, совершенно видоизменяясь. Достаточно длительное время переходя от одного человека к другому, первоначально самая правдивая информация наверняка станет бессмысленной ложью. Даже если вы были первыми распространителями какой-либо новости или даже ее создателями, вернувшись через некоторое время обратно к вам, но как уже мнение толпы, вы скорее поверите последнему, нежели первому варианту этой новости.

Часто повторяемая фраза имеет много шансов на то, чтобы стать мнением толпы. Именно этот принцип используют в рекламном бизнесе. Сумма фраз, таким образом, является значимей этих же фраз, сказанных по отдельности.

Частное мнение с помощью коммуникаций становится общественным. Интересная игра слов – строить коммунизм сегодня стало аналогично строительству коммуникаций.

Силы, противодействующие вхождению человека в толпу:

- нарциссизм – любовь к собственному «Я», которая приводит к неприязни ко всему чужому (городу, вещи, команде, мнению, человеку);
- стремление к немедленному удовлетворению желаний и инстинктов. Сначала соединяет, а после удовлетворения разъединяет. Происходит смена партнера. Постоянная смена желаний мешает стабильности общественных связей.

Для того, чтобы удержать людей в толпе, необходимо не дать ей распасться после удовлетворения желания. Для этого существует несколько мер воздействия:

- подавление, запреты, предписывающие что делать;
- идентификация – эмоциональная привязанность к лидеру, когда человек добровольно принимает принуждение.

Мы обладаем бессознательным стремлением копировать движения, жесты, звуки и т.п. Подразумевается, что это дает нам защиту (как смена окраски у некоторых насекомых под окружающий цвет). Для людей защита осуществляется похожестью, слиянием, идентичностью с группой или более сильным человеком. Это путь от нарциссизма. В результате идентификации нас тянет к уже виденному и слышанному. Мы начинаем искать исторические аналогии, а не находя их – выдумывать. Либидо определяет субъект желания, идентификация – объект, то, что желаемо. Любовь (эрос, либидо) и идентификация (мимесис) заключают в себе совокупность отношений между людьми. Любовь подталкивает нас «объединяться с людьми, которыми мы желали бы обладать» (Московичи). Идентификация также подталкивает объединяться, но с людьми, которыми мы хотели бы быть. Как правило, мы копируем других гораздо чаще, чем их любим. Как пишет Московичи: «то, что начинает Эрос, заканчивает Мимесис».

Банковский Форекс. На рынке – с 1996 года. До 2016 года обслуживание всех клиентов осуществлялось от лица банка с лицензией Банка России (АО «Нефтепромбанк»). В начале 2016 года был проведен ребрендинг и перевод обслуживания частных клиентов в международную компанию «NPBFX Limited» с лицензией IFSC. В банке продолжается обслуживание корпоративных клиентов. Выгодные торговые условия, разрешен скальпинг и автоматическая торговля, для частных клиентов минимальный депозит – от $10.

Входит в толпу человек под влиянием либидо, обращенного на лидера. Однако, столкнувшись с тем, что он далеко не единственный поклонник (не самый лучший инвестор), начинает копировать чужие действия и искать совета.

«Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право»

Генрих Ибсен, норвежский драматург

Содержание Далее

Коттл С. и др. «Анализ ценных бумаг» Грэма и Додда

Кохен Д. Психология фондового рынка: страх, алчность и паника

Кравченко П.П. Как не проиграть на финансовых рынках

Лефевр Э. Истории Уолл-стрит

Лолиш Г. Научите меня играть! Учебник биржевой игры для начинающих

МакМиллан Л.Дж. МакМиллан об опционах

Монестье А. Легендарные миллиардеры

Найман Э.Л. Трейдер-Инвестор

Нидерхоффер В. Университеты биржевого спекулянта

Оберлехнер Т. Психология рынка Forex

Орлов А. Записки биржевого спекулянта. Уроки валютного дилинга

Пайпер Дж. Дорога к трейдингу

Райан Дж. Биржевая игра. Сделай миллионы – играя числами

Рашке Л.Б. Как ловить дни тренда

Робинсон Дж. Миллионеры в минусе или Как пустить состояние на ветер

Стюарт Дж. Алчность и слава Уолл-Стрит

Тарп В.К. и др. Биржевые стратегии игры без риска

Фишер Ф.А. Обыкновенные акции и необыкновенные доходы

Элдер А. Трейдинг с доктором Элдером: энциклопедия биржевой игры

Якимкин В.Н. Forex: как заработать большие деньги

Психология трейдинга Дэйтрейдинг и скальпинг Управление капиталом Развлекательная литература
Библиотека успешного трейдера