Как уже говорилось, человеку не дано от рождения знать, что для удовлетворения потребностей нужно успешно действовать во внешнем мире. Но ему дано другое: врожденная тяга
к знаниям. Выбираясь из самых глубин его «я», она становится
движущей силой его жизни. Природное чувство любопытства
влечет его постоянно открывать и познавать что-то новое. Вы
замечали, как разобравшись в каком-то вопросе или закончив
какое-то дело, быстро теряешь к нему интерес и ищешь чего-нибудь другого? Скука становится в этом случае внутренней
движущей силой, которая подталкивает человека к новым поискам и открытиям.
А возьмем увлечения, тягу к предметам, вызывающим
любопытство: ведь они тоже пробуждают в человеке внутреннюю
силу, которая заставляет его окунаться в жизнь, открывая что-то
новое и набираясь опыта. Простой тому пример: малыш с любопытством рассматривает какую-нибудь вещь, которая привлекла
его внимание. Отнимите у него объект его исследований – и тогда
он, скорее всего, заплачет, а то и устроит истерику. О чем говорит
плач малыша? Это сигнал о том, что его внутренние потребности
не удовлетворяются. Плач – это форма недовольства, которая
восполняет нарушение равновесия между внутренним и внешним
миром. Если человек вволю насмотрелся (наслушался, напробовался и так далее) того, что было любопытно, – значит, его внутренний мир пополнился тем, что мог предложить внешний мир
в плане приобретения опыта. Ну, а дальше? А дальше человек
просто-напросто теряет интерес к этому предмету. Ему становится скучно, он начинает новый поиск: не найдется ли опять что-нибудь любопытное?
Есть в человеке еще одно свойство, которое помогает не
останавливаться на достигнутом. Ведь как происходит обучение, например, какому-то навыку или действию? Его выполнение складывается из отдельных приемов, и природа человека позволяет
выполнять их на уровне бессознательного, то есть автоматизма.
Благодаря ему можно переходить к освоению все нового. Общая
схема обучения такова: берется какой-то навык, он делится на
мелкие приемы, каждый из них отрабатывается отдельно, после
чего они отрабатываются все вместе в нужной последовательности; и в итоге навык с успехом освоен. Но пока идет отработка
каждого из приемов, человек настолько поглощен только ими, что
словно не замечает ничего другого вокруг. Вспомните, как это
было у вас, когда вы, например, начинали осваивать какой-нибудь
вид спорта. Допустим, вы отрабатываете какое-то движение, стараясь выполнить все его элементы, а в это время кто-то обращается к вам, что называется, не по делу. Легко ли и ему ответить, и своей собранности не растерять? Донельзя трудно, а то и вовсе
невозможно. Но вот навык с успехом освоен. Пусть теперь обращаются даже не по делу: вы и им ответите, и упражнение с блеском выполните.
Если бы не этот дар природы (действовать на уровне автоматизма), то по уровню умений взрослый почти сравнялся бы
с обычным годовалым ребенком! А ведь чтобы просто поднять
предмет с пола, малышу надо сосредоточиться на всех движениях
туловища, ног, рук, пальцев. Теперь для нас, взрослых, прикинуть
движения на глазок или согласованно двигать руками – нечто само
собой разумеющееся. Но эти навыки появились не сами собой. Их
пришлось осваивать. И мы освоили, потому что вокруг было столько
интересного и так хотелось все это потрогать, взять в руки...
Научившись делать одно, другое, третье, человек потом выполняет нужное машинально. Когда прежней сосредоточенности уже не
требуется, можно браться за что-то новое и тем самым непрерывно пополнять свой запас знаний и умений.
Жить – значит учиться. Учиться человек начинает совершенно естественным образом: просто-напросто от непреодолимого любопытства и тяги к тому, что нужно знать досконально -
иначе не прожить. На исходном уровне получается, что человек
учится просто потому, что пришел в этот мир, контактов с которым не избежать – если, конечно, он хочет выжить. Так что он
хоть кое-чему, а научится. Однако это «кое-что» может оказаться
далеко не тем, что потребуется знать и уметь, чтобы остаться
довольным жизнью. Ведь многое из того, что ребенок познает
о том, как устроен мир, он выбирает не сам. Подробнее об этом
я расскажу чуть позже.
Итак, точка в круге увеличивается. Иначе говоря, человек
все больше познает мир (как в приведенном примере), когда тот
предлагает ему заглянуть в свои глубины. Следовательно, повышается и его уровень гармонии с миром. Ведь, когда человек учится, он меняет уклад и состояние своего внутреннего мира. При любой
подобной перемене одновременно меняется его взгляд и восприятие внешнего мира. Внешний мир становится другим, потому что
теперь человек действует с большей проницательностью и пониманием. Эти качества пополнили или изменили его внутренний мир.
Чем глубже знания, тем больше и разнообразнее выбор вариантов, по которым можно успешнее справляться с жизнью, добиваясь
лучшего исхода в той или иной ситуации.
Казалось бы, связь очевидна: чем больше познал, тем больше доволен жизнью. Увы и еще раз увы! Ведь тогда мало кто
мучился бы, недоумевая: почему его дела идут все хуже? почему
нет ему счастья? почему он всем недоволен? Он сказал бы себе: значит, не хватает знаний – и не надо делать вид, что все знаешь, а надо просто поучиться.
Все дело в том, что как бы ни был человек доволен исходом той или иной ситуации, его успех – не предел. Предел достигается тогда, когда и в своих знаниях он достигает предельно
возможного. Но если бы человек познал все, что дано вообще, то
внешние результаты и внутренний мир пришли бы к полной гармонии. Она возможна тогда, когда человек идеально понимает себя (то есть те внутренние силы, которые влияют на его поведение), свою реакцию на действие внешних сил. Но разве кому-нибудь
удавалось достичь предельно возможных знаний? Каков же вывод? Правильно: исход и опыт, полученный в любой ситуации, могли
быть другими, поступи человек иначе. Но он тогда не мог знать
о другом возможном варианте. Значит, исход любой ситуации
соответствует тому уровню знаний, понимания и способности действовать, которые человек имел именно на тот момент.
Чем больше человек приобщает себя к знаниям, тем лучше
он способен взвесить возможные варианты исхода. Сказанное
также означает, что в своих оценках он, прежде всего, допускает
и другие варианты, не упираясь лбом в какой-то один, сложившийся под давлением своих ожиданий и понятий об уже познанном.
Запомните: все познанное по сравнению с непознанным – это текущий набор ограничений, из которых вы и исходите. Вообще, у каждого поколения есть своя зашоренность в суждениях. Была
она, к примеру, и у жителей Средневековья, когда в своих выводах
они исходили из того, что Земля плоская. Есть она и у современного человека.
Ну, а если кто-то и слышать не хочет о том, что из-за своих
понятий не может постичь данную ситуацию до конца? Вдобавок, он (снова из-за понятий) видит лишь один вариант решения, меж
тем как их несколько. Что ж, тогда он никогда не научится ни
находить, ни прикидывать более удачные варианты. Ведь что значит сказать: да, возможен и другой, более удачный алгоритм действий? Это значит настроить себя на его поиск, а затем найти
этот более удачный путь, ведущий к большему удовлетворению.
Отвергать возможность лучшего решения – все равно что утверждать, будто электричество не существовало во времена, когда
оно просто-напросто не было открыто. Если твердить, что положение дел неизменно, отстаивая только уже, как мы считаем, познанное, то внешний мир покажется этаким обидчиком, который
вечно норовит вторгнуться в нашу жизнь. Внешний мир действительно вторгается: «Посмотри, как я устроен! Подучись! Ведь ты
этого не знаешь». Но человек упирается, не хочет учиться.
Кто же прав? Как определить, нужно ли и впрямь подучиться, чтобы лучше справляться с жизнью? Для этого достаточно
понаблюдать за собой, за своими ощущениями. Отчего появляются подавленность, разочарование, растерянность, стресс, тревога? Будь внутренний мир человека всегда в полном или почти полном
соответствии с внешним миром, такие чувства вообще не появились бы. Но они появляются. Значит; это равновесие, или гармония, либо нарушены, либо их просто нет. Оттого и бывает неуютно, плохо на душе. Когда она не в ладу с жизнью, то вместо радости, счастья и удовлетворения испытываешь совсем обратное. Следовательно, всякий раз, когда человек переживает эти неприятные
ощущения, он либо выбрал не лучший алгоритм действий (отчего
разочарован и подавлен), либо не знает, что делать дальше (отсюда стресс, тревога, растерянность). Однако в любом случае
ощущения человека – это показатель его отношений с внешним миром и указатель маршрута к тому, чему нужно научиться, чтобы быть больше довольным жизнью.
Допустим, человек недоволен личными отношениями с кем-
то. В чем причина неудачи? Просто он не умеет общаться с людьми, скажете вы. Не слишком ли вы упрощаете? Ведь есть же
у него возможность поучиться навыкам общения и применить их
в своей жизни. Тогда он мог бы улучшить отношения с этим человеком, добиться большего сближения. Да, но с тем же успехом
можно заявить и другое: навыков общения, позволяющих улучшить их отношения, нет; или же все требуемые уже приобретены.
Но раз даже с их помощью желаемое не достигнуто – значит, его
не достичь вообще. Допустим, я соглашусь с таким выводом – хотя жизнь (в лице какой-нибудь другой пары) показывает, что
большее удовлетворение достижимо. Но тогда придется, видимо, считать, что эта пара просто изображает свое счастье, играя на
публику. Вот и хорошо: значит, ничего такого особенного они не
знают, и тому недовольному ничему учиться не надо.
|